Посещение мастерской Фёдора Крушельницкого вызывает состояние агрессивного позитива. Начинаешь сардонически похохатывать, от чего-то болезненно названного в точку замирать, вступать в длительные философско-исторические и политические беседы с художником. Выпускник скульптурного отделения Мухинского училища Фёдор Крушельницкий – человек крупный, масштабный и телом и умом, за каждой бронзовой скульптурой его стоят километры продуманных мыслей и прочитанных книг. В результате чего у Крушельницкого создано своё металлическое царство, которое в июле (с 17 июля по 5 августа) будет представлено в Манеже, на выставке «Индустриально-технократiческiй эпос».
То, что сделал Крушельницкий- это именно эпос со своими эпическими героями: лётчиками, шедшими на таран, матросами, фигуристами, космонавтами, стахановцами, пограничниками. Этот эпос архаичен, любимая форма скульптора- усечённая призма-вагонетка, и от фигур, построенных из этих форм, веет цельностью, мощью и степными скифскими бабами-Венерами из цельных камней. Ещё в скульптурах Крушельницкого есть что-то космическое, напоминающее головы с острова Пасхи, напряжённо всматривающиеся в миры иные. Это неудивительно, родина Фёдора- Донбасс со своими шахтами и степями, смесь природной богатой мощи и индустриального человеческого труда.
Своими учителями в скульптуре Крушельницкий считает металл и камень, которые сами учат и подсказывают, что с ними можно сделать. Пластилин и глина не научат и не подскажут.
Один из шедевров - проект памятника к 300-летию Петербурга «Похороны броневика», посвящённый Петрограду как колыбели революции. Рабочие и крестьяне с серпами в руках несут на головах броневик. Памятник этот явно надо где-то в городе поставить, чтобы потомки проходили мимо и думали, думали о том, что это такое с нами было в 20 веке… Особым трагизмом веет от графических листов Крушельницкого, на которых очкастые женщины и мужчины призывают «выбрать девушку с косой», а мадам Г.П.Ухова рвёт зубы пациенту. Трагичны варианты памятников советским авиаторам в виде привязанного вниз головой к кресту-самолёту лётчика или лётчика, несущего самолётик на плечах. Сильная духом нация способна победить технологическую мощь врагов. Кстати, самого Фёдора назвали в честь брата отца, погибшего на Великой Отечественной в 19 лет.
Визиткой Крушельницкого стали его сексуальные квадратные фигуристы, занимающиеся парным катанием. Приехав в Ленинград, Фёдор был очарован северной столицей и высоким уровнем фигурного катания. К этому присоединились воспоминания о катании на коньках в замёрзших балках родного села.
На смену броненосцам, броневикам и фигуристам приходят новые персонажи- люди-инопланетяне с пугающими лицами. Герой переходной эпохи- это «Слухач», это не тот, кто стукач, а тот, кто только слышит, внемлет, подслушиват. И монументально стоит на своей треноге, и руки его воздеты то ли как у сдающихся в плен, то ли как у пытающихся помолиться. Изумляют люди-кузнечики, «Сфинкс» и «Богомол», существа в хитине, с ногами для прыжков.
Фёдор Крушельницкий ищет выражение принципов мироздания. «Бог северного ветра», «Кронос»- работы, где внутри фигур помещено вращающееся колесо. Если в «Тачанке» колесо находится у земли и от неё берёт свой бег и движущую силу для фигуры, то в «Кроносе» человек сам в себе колесо раскручивает, пугая похожестью на мясорубку внутри себя. Фёдор посвятил этот памятник невинным жертвам молоха революций.
Интересны его «Хронотопы» и работы, осмысливающие тему звена, связи, узла. В этих тяжких конструкциях из фигур- символов, треугольников, кругов, крестов, можно увидеть квинтэссенции размышлений художника о сущности времени, движения, преемственности и связи различных сущностей. Эти работы философичны, красивы, монументальны, должны хорошо смотреться в любом масштабе.
С некоторой иронией Крушельницкий относится к Фрейду и Малевичу, Фрейд у него смотрит на мир сквозь отверстие стульчака, который трансформируется в квадрат Малевича. По сути, квадрат Малевича- это письмо доктору Фрейду. «Комплекс власти» Фёдор представил на графическом листе в виде четырёх голов, кусающих друг друга за ухо… Несколько работ у Крушельницкого посвящено Менделееву, он у него изображён в противогазе…
Во всех работах Фёдора можно увидеть примесь украинского юморка. «Кроме квадрата Малевича есть ещё другие совершенные формы. Это яйцо Бранкузи, тулуп Овчинникова, петля Нестерова и автомат Калашникова», - считает художник.
Работы Фёдора лаконичны, крепко сбиты, вспахивают пласты сознания. Фёдор- глубокий мыслитель и интеллектуал, так что трудно предсказать, куда заведёт дальше его фонтан фантазии и художественного осмысления. Некоторые проекты Крушельницкого нашли признание. В Кронштадте установлен оригинальный фонтан «Водовоз» его авторства, а скульптуру «Горняк» купил музей Метрополитен.